Очарованный странник из Сан-Франциско
Джэк Стаппин, художник из Сан-Франциско, очень много путешествующий по свету. Он был в Японии и Гватемале, Панаме и Японии, России и во всех странах Западной Европы. В эти дни судьба его привела в Астану, и изменила его прежнее представление о Казахстане.
«Оказалось, что у меня были ошибочные представления о Казахстане, об Астане. Я представлял, что большинство ее жителей – это русские. Но теперь я рад, что ошибался, здесь много казахов. Другое из важнейших полученных мной впечатлений – это то, что я кругом вижу счастливые лица довольных, сытых, красиво одетых людей. Конечно, Астана славится уникальной архитектурой, но на фоне счастливых людей, это не столь важно. Для меня важны не красивые здания, а улыбка на лицах тех, кто живет в них», - сообщил он сотрудникам редакции сайта wwwastana10.com во вторник во время посещения городского парка Астаны, во время посещения Фестиваля кочевых цивилизаций «Тысячелетия вокруг Астаны».
«Мне очень понравилось то, что происходило на сцене, особенно танцы. Они настолько красивы и эффектны, что у меня создалось впечатление, будто я попал на тысячу лет назад», - поделился он впечатлениями от увиденного театрального представления, открывшего Фестиваль.
В танце, так поразившем художника, по словам постановщика театрально-танцевальной композиции Галыма Доскена, была предпринята попытка отразить внутренний мир кочевников, в основе жизненной философии которых лежит стремление к свету, истинным ценностям, поиску земли, которая станет для них обетованной (жерұйық). «Жерұйық для кочевника – это место, избранное душой», - пояснил Г.Доскен, а еще отметил: «Чтобы понять основу философии кочевых народов, надо всегда помнить, что кочевник не оставлял за собой ни дворцов, ни храмов. Главным, что он оставлял на земле, завершая путь, было его Имя».
Философия древних номадов, изложенная на языке Терпсихоры, понятном без перевода, восхитила Джэка Стаппина.
Но он признался и в том, что приятно удивлен и достижениями современного поколения казахстанцев.
«Меня поражает организация праздничных мероприятий. В одно и то же время в разных частях города происходят те или иные события: здесь - концерт, там - открытие объекта, тут - массовые гуляния. И я спросил себя, это кем нужно быть, чтобы все это организовать, наверно генералом мира. А в Астане, видимо, есть целая армия генералов, которая все это успевает организовывать», - не скрывая восхищения, сообщил Джэк Стаппин.
Он также сказал, что в скором времени хотел бы написать пару картин об Астане.
«Обязательно пару картин о природе. Здесь потрясающие ландшафты!» - уточнил он.
«Я желаю вернуться в Астану снова. Мне посчастливилось сейчас встретить здесь своих земляков, которые снимают документальный фильм об Астане. Надеюсь, мы еще вернемся в столицу Казахстана, чтобы снять по настоящему большой фильм об этом городе», - заявил гость праздничной Астаны из Сан-Франциско.
Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Культура казахов вплоть до ХХ века оставалась кочевой, но не смотря на это за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный культур других народов. Кочевые казахи выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных форм Запада и Востока. В результате этого смешения наибольшее развитие получили традиции, обряды и обычаи.
Празднество по поводу рождения сына. Многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека. Ребенка нередко нарекали именем почитаемого в ауле человека. Бывали и случаи, когда давали ребенку первое попавшееся, ничем ни приметное, порой даже весьма непристойное имя, для того, чтобы рос он не на виду здоровым и крепким. Казах вел свою родословную по мужской линии. Он считал своим немере — внуком только того, кто рождался от сына.
Национальная свадьба в Казахстане
Традиции
Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Культура казахов вплоть до ХХ века оставалась кочевой, но не смотря на это за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный культур других народов. Кочевые казахи выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных форм Запада и Востока. В результате этого смешения наибольшее развитие получили традиции, обряды и обычаи.
Празднество по поводу рождения сына. Многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека. Ребенка нередко нарекали именем почитаемого в ауле человека. Бывали и случаи, когда давали ребенку первое попавшееся, ничем ни приметное, порой даже весьма непристойное имя, для того, чтобы рос он не на виду здоровым и крепким. Казах вел свою родословную по мужской линии. Он считал своим немере — внуком только того, кто рождался от сына.
Национальная свадьба в Казахстане
110
Национальная свадьба. Перед свадьбой юноша просит согласия у любимой девушки стать его женой не сам, а через жену старшего брата. Подобная традиция не случайна, так как на протяжении многих веков строгие законы степей не допускали открытых встреч жениха и невесты. Очень часто бывало так, что невеста даже и не знала своего суженого, зато их родители были в дружбе.
Народные праздники и игры. Игры и праздники во все времена имели огромное общественное значение. Возникновение их относится к далекой древности, в своем развитии они прошли ряд последовательно сменявшихся форм, соответствовавшим общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. Игры и развлечения выполняли всегда и общественные функции, такие как воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и др.
Широкую и универсальную функцию выполняли военно-спортивные игры, связанные как с военным бытом (войны, набеги, столкновения), так и с хозяйственной деятельностью общества. Такими играми были сайыс, аударыспак, жамбы ату, алтын кабак, скачки, курес и др.
Охота. Одна из самых неповторимых особенностей казахского быта. Самого охотника называют кус-беги или беркутчи. Опыт дрессуры диких птиц накапливался веками, секреты передавались от отца к сыну. Раньше кусбеги было много, но в наши дни мы встречаем их все реже. Эти мастера обладают природным даром воспитания соколов, беркутов, орлов. Для них специально готовят снаряжение: покрывало, колпак, ложе, привязь.
Наурыз. Среди всех праздников казахов почетнейшее место занимает Наурыз. Современное казахское название Нового года — Наурыз пришло из персидского языка: нау — новый, руз — день. В прежние времена казахи называли началом нового года улыс куны — днем всего племени. Отсюда традиция примирения между родственниками за праздничным столом, обмен подарками и пожеланиями благ. Начало года знаменовалось появлением зелени.
«Когда я увидел Астану, то испытал культурный шок…»
Старшее поколение казахстанцев хорошо помнит Юрия Лозу по его работе в двух популярных группах «Интеграл» (вместе с Барри Алибасовым) и «Зодчие» (вместе с Валерием Сюткиным и Юрием Давыдовым). Ему принадлежит один из самых знаменитых подпольных магнитоальбомов советского периода – «Путешествие в рок-н-ролл». Среди наиболее известных песен Лозы – « Пой, моя гитара», «Дорога», «Я умею мечтать», «Полночный блюз». Юрий Лоза по-прежнему популярен в России и Казахстане. И его музыкальный стиль, тяготеющий к синтезу рока и бардовской песни, будет еще долго востребован молодыми романтиками. Узнав, что мы готовим материалы к 10-летию Астаны, певец с удовольствием предался воспоминаниям. Ведь Юрий до сих пор не теряет связи с Казахстаном, давшим ему когда-то путевку в жизнь…
- Юрий, Астана отмечает свое десятилетие. Для части нашей творческой интеллигенции – это почти родной праздник. Ведь многих связывают с Казахстаном практически кровные узы – гастрольное прошлое и настоящее. Часто ли вы в последнее время бывали в Казахстане?
-Раннее мое детство прошло на Урале, но когда мне было 8 лет, моя семья перебралась в Алма-Ату. В 13 лет я стал играть на гитаре. Позже, когда уже сложился, как музыкант, выступал от Тургайской и Усть-Каменогорской филармоний. И мы часто выступали в Целинограде, нынешней Астане. Конечно, я помню, какой был Целиноград в советское время… Пыльный, заштатный, казахский город. Помню, как однажды мы заблудились. Ехали всю ночь, и – ни одного ориентира. Совершенно бескрайние степи. Наконец, набрели на какой-то аул. Выяснилось, что нужный нам населенный пункт мы объехали вокруг полностью. Посмеялись над собой…
- Видели ли Вы уже Астану современную?
- Когда я приехал в Астану после объявления ее столицей, то испытал самый настоящий культурный шок. Я увидел огромную стройку. Я думал, что не существует на свете городов, которые строятся так же, как Москва. Строительство Астаны примерно соответствует Москве. Последние 5 лет я туда часто приезжаю, и вижу просто колоссальные изменения! Город разделен по отраслям: есть район энергетиков, район нефтяников, район железнодорожников. Таким образом, получается, что город очень мудро устроен для управленцев. «Свои» живут в своем месте. Если раньше этот город был абсолютно «лысым», то сейчас активно идет озеленение Астаны. Высажены специальные полосы деревьев, которые устойчивы к этой жаре. В общем, город начинает расцветать. За последние 5 лет в Астане безумно увеличилось движение. В первые годы своего столичного существования Астана казалась «пустынным» городом: широченные, бескрайние, улицы, но абсолютно пустые, и очень немного домов при этом. Сейчас ощущение другое - город насыщен, забит машинами, появились первые пробки. Хотя, город организован лучше, чем историческая столица, которая долго развивалась хаотично. Здесь же, из-за того, что все делается по могучему плану, (шахматная разбивка улиц и т.д.), есть надежда, что в городе будет удобно жить и управлять страной. Там, например, стали строить такие потрясающие богатые гостиницы, которые можно увидеть только, пожалуй, в самых богатых Арабских Эмиратах - огромные пространства, холлы, бассейны, зеркальные лифты. В общем, это просто 6-звездочные отели по ощущениям. Все это говорит о том, что в Казахстане все в порядке.
- Сейчас во многих странах – бывших республиках СССР - выходит на первый план национальный вопрос. А существует ли он в Казахстане? Каковы ваши ощущения?
- Я вижу пока только отсутствие национального вопроса. Город производит впечатление интернационального большого центра. По большому счету, эта страна - двуязычная. Я думаю, что каждый русский, который живет в Казахстане, должен выучить казахский язык, хотя бы потому, что сами казахи говорят на двух языках. Тем более, что тюркская культура и тюркские языки имеют одну корневую основу. Если выучить казахский, то легко будет общаться в Киргизии, Татарстане или Турции. Если русские в Казахстане будут учить казахский активно, то они точно помогут самим себе быстрее адаптироваться в нашем сложном интернациональном мире. Казахский язык красивый и поэтичный. В то же время я рад, что русские не являются второй нацией в Казахстане - это две одинаковые половины одного государства. На мой взгляд, такое признание русского языка - это проявление уважения к собственному народу, ведь русских в Казахстане почти половина. Президент Назарбаев прекрасно знает русскую культуру, хорошо говорит по-русски. Я бывал на мероприятиях с его присутствием, и видел, что он любит попеть русские песни. Мне нравится, что в Казахстане нет заигрывания в национальную культуру. Они без всякой наигранности прекрасно сохраняют свою национальную культуру и не дают заглохнуть русской. Русских артистов приглашают петь по-русски, и никто не пытается рядить их в национальные костюмы. Например, на казахских свадьбах или каких-то мероприятиях казахстанцы обычно используют двуязычных ведущих. Свободный переход с одного языка на другой очень поощряется. На каком языке тебе удобно – на том ты и говоришь. Один поздравляющий может произнести тост по-русски, и все ему хлопают и понимают, другой выходит и говорит по-казахски, и его тоже все понимают и хлопают.
- А Вы сами говорите по-казахски?
- Я до сих пор немножко говорю по-казахски, и понимаю то, о чем они говорят. Если бы жил там, обязательно бы говорил по-казахски.
-Что Вы можете сказать про музыку, которую слушает сегодня казахская молодежь?
- Современная казахская музыка- это сложный гибрид. Это и славянская культура, к которой они всегда были очень близки, англоязычная культура, и тюркская. В песнях, которые они поют на своем языке, мелодии русские, аранжировка английская и казахский текст. Получается любопытный замес.
-В советское время мы знали только одну Розу Рымбаеву.
-Кстати, она и сегодня выглядит лучше многих наших звезд. Все также молода и красива.
-Почему у нас сейчас мало кому известны казахские музыканты, кроме «А-студио», конечно?
- В свое время Александр Зацепин жил там, и вернулся потом в Москву. У нас есть композитор Андрей Мисин, который приехал из Алма-Аты и пишет теперь для Аллы Пугачевой. И я – дитя Казахстана. Если назвать все имена, которые к нам приехали из Казахстана, получится очень много. Алма-Ата дала нашей культуре больше, чем даже крупные города России. Казахстан всегда жил по интернациональным законам.
- Что пожелаете казахстанцам в связи с юбилеем их столицы?
- Пусть расцветает столица Казахстана, становится еще ярче. Пусть равняясь на нее, подтягиваются регионы. Счастья, процветания и благополучия всем жителям республики. Здоровья и долголетия Нурсултану Абишевичу! С праздником, земляки!
Наталья Савицкая
Москва
Позже еще расскажу